История
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

77. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

Перейти вниз

77.	Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Empty 77. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.

Сообщение автор Admin Пн Июн 26, 2017 6:26 am

77. Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века.
После 1991 г. в культурной и духовной жизни общества происходили сложные противоречивые процессы. Исчез идеологический диктат КПСС, против которого долго боролась интеллигенция. Но значительная часть самой интеллигенции оказалась на обочине жизни. Стремление нового руководства страны побыстрее ввести рыночные отношения во все сферы жизни выразилось в резком сокращении финансирования образования, науки, музеев, театров и других учреждений в сфере культуры. Многие специалисты были вынуждены сменить работу, покинуть страну, заняться самообеспечением, натуральным хозяйством. Социальная деградация населения, де-интпеллектуализация приобрела значительный размах. Сокращение государственных расходов на развитие культуры привело к усилению коммерциализации культуры, направленной, прежде всего, на развлечение. Вследствие этого художественный уровень многих музыкальных, кинематографических, литературных и других произведений снизился. Доминирующее место в духовной жизни заняли средства массовой информации, особенно телевидение. Пропаганда преимуществ рыночных отношений, оправданности любых, прежде всего легких, способов обогащения, обеспечение народу «зрелищ» при явной нехватке «хлеба» стали основным содержанием работы большинства телевизионных каналов. Резко усилилось влияние западной культуры, западных стереотипов поведения. Первая половина 1990-х гг. прошла под знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступных российским гражданам. Значительными тира­жами стали издаваться произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Набокова, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского и др. Российские читатели познакомились с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не издавались. Для многих граждан открылся доступ к большинству крупнейших массовых изданий. Возникло множество новых газет, журналов, особенно иллюстрированных, а также различных издательств. Книжный рынок оказался заполненным разнообразной литературой, среди которой заметное место заняли детективы, любовные романы, литература для детей, учебные издания. В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. Например, в Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием Северной Пальмиры. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д. В Россию вернулся ряд деятелей отечественной культуры, эмигрировавших в советский период. В 1994 г. в Россию переехал А. Солженицын. Некоторые стали жить как бы «на два дома». Ряд выдающихся деятелей искусства — оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растро­пович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра «Виртуозы Москвы» В. Спиваков, знаменитые балерины М. Плисецкая и Р. Стручкова, работая и зарабатывая за границей, оказывают помощь своим коллегам, особенно молоде­жи, в России. В сложных условиях отечественная культура продолжала развиваться. Благодаря Российскому фонду культуры в страну начали возвращаться произведения искусства. Коммерческие банки, акционерные общества и российские предприниматели занялись коллекционированием произведений искусства, приобретением произведений отечественных авторов на международных аукционах для возвращения на Родину. При поддержке спонсоров, современных отечественных меценатов стали открываться новые музеи, выставочные галереи, школы искусств, новые театры, организовываться концерты выдающихся мастеров. В сфере народного образования появились новые типы учебных заведений — гимназии, колледжи, лицеи, частные университеты, религиозные образовательные учреждения. Обязательной по Закону Российской Федерации «Об образовании» стала лишь девятилетняя школа. Затянулось обсуждение о переходе на двенадцатилетнее обучение. В вузах прием первоначально сократился, но к концу 1990-х гг. дореформенный уровень был превзойден. Наряду с бюджетным широкое распространение получило платное высшее образование. Резко увеличилась подготовка специалистов по экономике (менеджмент и маркетинг), юриспруденции, социологии, психологии, иностранным языкам. В образовании на различных ступенях появилось множество альтернативных программ обучения, учебников, но были введены Государственные стандарты. Активно внедрялись компьютер­ные технологии. В Россию пришли спутниковая связь, Интернет, мобильные системы, что позволило стране вступить в новое информационное пространство. Осенью 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что в перспективе должно привести к интеграции российской системы высшего образования в европейское вузовское и университетское сообщество. Сферу искусства охватила коммерциализация, возник российский шоу-бизнес. В различных сферах и жанрах культуры появились абсолютные монополисты. Отечественная кинопродукция почти полностью была вытеснена западным, прежде всего американским, кино. Отечественная культура начала утрачивать свои позиции и традиции. Заурядными событиями оказались 850-летие со дня основания Москвы, 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Слово «патриотизм» стало едва ли не бранным. Великим благом для российских реформаторов стали аполитичность, социальная пассивность современной молодежи. Впрочем, они наблюдались еще в советский период. В годы «перестройки» молодежь (лица от 14 до 30 лет) проявила некоторую активность в так называемых неформальных объединениях, в немногих широко разрекламированных акциях, но Б. Н. Ельцина «сделало» среднее поколение — от 30 до 50 лет. ВЛКСМ, объединявший в советское время практически всю молодежь в возрасте от 14 до 28 лет, тихо исчез с политической арены. Имущество и финансы этой организации дали старт многим современным деятелям российского истэблишмента. Большая часть молодежи стремилась активно приспосабливаться к жизни. По некоторым данным, лишь 5% молодежи оценивают свое положение как невыносимое, свыше 50 — как нормальное и 40% — как терпимое. Только 10% молодежи устраивает современная политическая система, но лишь 25% полагают ее замену остро необходимой. Главными проблемами молодежь считает преступность, безработицу, экологию, задержки зарплаты, транспорт, состояние дорог, социальные услуги, работу коммунальных служб. На помощь государства мало кто надеется, но все большее число считает необходимым участвовать в выборах. Некоторые полагают, что в стране накапливается деструктивный политический потенциал молодежи. Другие видят в молодежи значительный позитивный политический резерв. Проведенных весной 1998 г. массовых совместных акций студенчества и профессорско-преподавательского состава в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах оказалось достаточно, чтобы реформаторы-экстремисты в российском правительстве отказались от своих планов фактического разгрома высшей школы. Молодежь вынуждена жить в «новом мире» таких «ценностей», как ложь, клевета, преступность, бесправие, наркомания, вымирание, проституция, предательство, нищета, разруха, коррупция, необъявленные войны, разврат, культ денег, героизация преступного мира и т. п. Молодежь неоднородна, поэтому поразному реагирует на реалии современной российской действительности. Одна ее часть, что называется, «плывет по течению», без сопротивления подчиняется новым «ценностям». Другая — задумывается о последствиях вживания в этот мир. А третья, наиболее сознательная и уважающая себя, активно сопротивляется напору бездумной вестернизации, безнравственности, дегуманизации и деинтеллектуализации. Значительная часть мо­лодежи гораздо быстрее, чем большая часть взрослых, привыкла к новым рыночным отношениям. В России постепенно формируется молодежная элита со своей мировоззренческой моделью, в основе которой лежит идеология развития. Эта идеология направлена не на совершенствование старого общества, а на цивилизационный сдвиг, на формирование нового для России XXI в. информационного общества, которое основывается на знании, труде, опыте и высокой нравственности. По сути, эта часть молодежи и является надеждой на становление сильной, уверенной в своем стабильном будущем России. Термин «молодежная политика» вошел в юридическую систему в 1991 г., ко­гда был принят Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Но Закон остался на бумаге. На протяжении 1990-х гг. много говорилось о важности «молодежной политики». Был создан Совет по делам молодежи при Президенте РФ. Но принятая президентская программа «Молодежь России» финансировалась на 10-15%. 1990-е гг. не были отмечены сколько-нибудь крупными, мирового уровня, достижениями российской культуры, если не считать Нобелевскую премию физика Ж. И. Алферова. Существенным моментом в состоянии общественного сознания следует при­знать утрату сколь-нибудь четких ориентиров, а также людей, способных их предложить и готовых возглавить борьбу за достижение общезначимых целей. Россия в последние 10-15 лет, но существу, лишилась своей интеллигенции. Очередная катастрофа российской интеллигенции имеет множество проявлений. Резко снизился материально-бытовой уровень, а с ним и социальный статус работников умственного труда. Жители отечественных наукоградов, закрытых городов, которые работали в рамках военно-промышленного комплекса, не имеют государственных заказов, достойной заработной платы, перебиваются огородничеством, по дешевке продают свою продукцию и себя не только в США, Израиль, Канаду и страны Западной Европы, но и в Китай, Южную Корею, Африку, Иран, Индию. В 1992—1997 гг. из России уехали около 1 млн человек, включая 70 тыс. ученых и десятки тысяч врачей, инженеров, конструкторов, спортсменов, артистов, писателей. Этот «исход», «четвертая волна эмиграции», нанес колоссальный урон интеллектуальному потенциалу страны. Но такая ситуация, как и в послеоктябрьский период, вполне устраивала новое руководство страны, которое избавлялось от оппозиции, от тех, кто мог авторитетно заявить: «А король-то голый!» В более удобном для жизни «далеке» оказались многие бывшие «прорабы перестройки» (редактор «перестроечного» «Огонька» В. Коротич, драматург М. Шатров, ученые Р. Сагдеев, С. Хрущев и др., о которых знает теперь только старшее поколение). Постоянно растет мартиролог отечественной интеллигенции: академик А. Сахаров, публицист В. Селюнин, артист Ю. Никулин, писатель В. Кондратьев, поэты Р. Рождественский, Б. Окуджава и Ю. Друнина, профессор и первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак... Многие умерли, а некоторые и сами свели счеты с жизнью. Часть интеллигенции переродилась «во власть», бюрократизировалась (Е. Гайдар, А. Чубайс и др.). Многие инженеры, учителя, преподаватели вузов, ученые, офицеры оставили свое профессиональное поприще и ушли в бизнес, занялись другими видами деятельности. Произошла массовая дисквалификация и переквалификация инженеров в ларечники, офицеров — в охранники, учительниц — в уборщиц. В свое время в 1819 г. в своей «Притче» («Параболе») известный философ А. Сен-Симон поставил вопрос: что случилось бы с Францией, если бы она неожиданно потеряла всех своих принцев, герцогов, министров, кардиналов, епи­скопов, попов, судей и вдобавок еще 10 тыс. самых богатых землевладельцев и т. п.? Пострадала бы Франция? Нет, отвечал философ, отсюда не проистекало бы никакого политического несчастья для государства. Но если бы Франция, продолжал он, потеряла 50 своих лучших физиков, 50 химиков, 50 филологов и далее по 50 математиков, поэтов, живописцев, скульпторов, музыкантов, литераторов, инженеров, архитекторов, врачей и по 50 представителей других профессий — всего 3 тыс. ученых, художников и ремесленников, то страна сразу бы почувствовала падение культурного и экономического уровней. Время покажет, насколько тяжелые потери понесла Россия и как они отразятся на ее развитии. В России интеллигенция как социальный слой исторически не просто выполня­ла определенные профессиональные функции, но и становилась лидером в общественной жизни, выступала как «мозг», «совесть», «соль» нации. В годы «реформ» появилось множество публикаций, трактующих вопрос о «смерти интеллигенции». Официальные власти пренебрегают мнением интеллигенции. Быстро замолчал после возвращения на Родину А. И. Солженицын. Мертворожденным оказался Высший консультационный совет при президенте Б. Н. Ельцине, куда первоначально входили многие «властители дум». Только в период предвыборных кампаний наиболее ангажированная часть российской артистической братии и попсы оказывается востребованной. Характерно, что попытки разумно мыслящих интеллектуалов добиться при­знания у населения в ходе тех же избирательных кампаний практически не дали результатов. Яркий пример тому — неудачное участие в президентских выборах 1996 г. Святослава Федорова, руководителя МНТК «Микрохирургия глаза». Из гордой «оппозиционерки» интеллигенция по большей части превратилась в интеллектуальную «обслугу», работающую по принципу «чего изволите». Уровень интеллигентской сервильности (прислужничества власти) представляется удручающим. И не только в сравнении с дореволюционным периодом, но даже с советским, сталинским, когда интеллигенция была превращена в «золушку» советского общества, пресловутую «прослойку» между рабочим классом и крестьянством. Современной российской интеллигенции в очередной раз предстоит трудный путь самоидентификации и поиска новых приоритетов в новых исторических условиях. Интеллигенция частично сохранила черты особого слоя, ориентированного на благо всего общества. От интеллигенции часть населения все еще ожидает выполнения функций духовной, интеллектуальной и нравственной элиты общества. Интеллигенция на протяжении всего XX в. оставалась в России особой группой, претендуя на положение коллективного героя, особенно когда находилась в оппозиции к властям и защищала интересы народа. Интеллигенция долго была в центре поисков и упований массового сознания. Сохранится ли ее роль в XXI в.? В начале XXI в. впору вспомнить древнее изречение: «Есть время разбрасы­вать камни, есть время их собирать». Из энциклопедии: В 2002 г. в России сеть культурных учреждений включала 571 профессиональный театр, 64 цирка, 2189 музеев, 54,2 тыс. учреждений культурно-досугового типа, 51 тыс. библио­тек. В 2002 г. на экраны было выпущено 293 полнометражных художественных фильма, из них: 58 российских, 121 американский, 41 французский, по 14 немецких и итальянских и т. д. В 2002 г. в стране вышло 70 тыс. книг и брошюр тиражом 591 млн экземпляров. Издавались 4315 журналов и других периодических изданий и 6663 газеты. В 2002 г. за гра­ницу выезжало 11 млн 436 тыс. российских граждан (служебные и частные поездки, а так­же туризм). В России на конец 2002 г. действовало 3354 туристические фирмы. В стране имелось более 200 тыс. спортивных сооружений, более 5 тыс. физкультурно-оздоровительных центров предприятий, учреждений и организаций. В духовной жизни постсоветской России заметно возросла роль религии. После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Русской православной церкви стали возвращаться здания монастырей и храмов. Открылось немало новых церквей в тех местах, где их ранее не было. Например, храмы в Надыме, городе нефтяников и газовиков, в Коста-мукше, центре добычи железной руды, в ряде вузов. Появились священники в местах отбывания наказания уголовными преступниками. Праздник православного Рождества Христова стал нерабочим днем. В многоконфессиональной России некоторое предпочтение, отдаваемое федеральными властями Русской православной церкви, вызывает обиду у служителей ислама, католицизма, протестантизма, иудаизма, буддизма, других религий. В то же время появились разнообразные издания, радио- и телепередачи религиозного характера. Серьезной проблемой стала деятельность тоталитарных сект, религиозных шарлатанов и религиозных экстремистов, например вакхабитов на Северном Кавказе. Религиозные организации занимаются духовным просвещением, ведут социальную работу среди наркоманов. Россия в соответствии с Конституцией является светским государством, в котором гарантируется свобода совести, т. е. право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедо­вать никакой религии. Учеными и специалистами различных направлений приводятся достаточно убедительные факты о многочисленных социальных проблемах в молодежной сфере. Продолжается сокращение численности молодежи примерно на 700 тыс. человек в год, детская смертность превысила среднеевропейский уровень в 3 раза. По разным источникам, в России насчитывается до 2 млн беспризорных детей, а в Санкт-Петербурге — около 50 тыс. Около 3 млн детей и подростков бродяжничают, вовлечены в криминальные преступные группировки. Около 1 млн детей не посещают школу. Здоровыми являются только 20% детей. Примерно 2 тыс. детей ежегодно кончают жизнь самоубийством. Из 100 подростков 20 употребляют наркотики, а 6 являются токсикоманами. Рост подростковой преступности значительно опережает рост взрослой: на 10 тыс. подростков совершается примерно 268 преступлений, а на такое же количество взрослых — 147. Резко снижается жизненный уровень большей части молодежи. В борьбе за выживание дети и подростки вместо учебы, полноценного отдыха вынуждены подрабатывать, заниматься «бизнесом», воровством, спекуляцией, попрошайничеством, отрицательно влияющими на молодых людей. Нельзя не замечать усиливающегося процесса духовной деградации и моральной опустошенности молодежи. В 1960 г. в СССР на медицинском учете состояло 8 тыс. наркоманов, в 1970 — 25 тыс., в 1980 — 50 тыс., а в 1990 г. — 150 тыс. В действительности, по оценкам специалистов, на 300 млн человек населения СССР приходилось до 800-900 тыс. наркоманов. К настоящему времени около 2% населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость. За последние 10 лет численность наркоманов среди детей и подростков возросла в 10 раз и в стране насчитывается более 500 тыс. детей-наркоманов. Каждый наркоман потенциально способен приобщить к смертонос ному занятию до 60 человек. За последние десять лет смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, в том числе среди детей — в 42 раза. Не осталось ни одного региона в стране, который можно было бы назвать более или менее благополучным. По результатам опроса, проведенного в сентябре 2002 г. Всероссийским центром изу­чения общественного мнения, 61% респондентов высказали уверенность в том, что наибольшей опасностью для страны является проблема распространения наркомании. Около 3 млн россиян употребляют наркотики. В Москве на учете стоят 20 тыс. наркоманов, в Петербурге с диагнозом «наркомания» зарегистрировано 9 тыс. горожан; 3 тыс. петербуржцев употребляют наркотики «эпизодически», еще 60 тыс. находятся в наркозависимости от набора других психоактивных веществ. В 2002 г. в России выявлено около 130 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. По данным МВД, с начала 2002 г. в России из незаконного оборота было изъято свыше 16 т наркотических веществ. В общей сложности в наркологических учреждениях страны зарегистрировано более 335 тыс. наркоманов. Более 60% из них — молодые люди в возрасте до 30 лет. Цифры все время ме­няются в сторону увеличения.

Admin
Admin

Сообщения : 25
Дата регистрации : 2017-06-26

https://m4kp.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы
» 70. СССР во второй половине 1960-х-начале 1980-х годов.
» 69. СССР в 1950-х-начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть.
» 58. Советское государство и общество в 1920-1930-е годы. Советская культура в 20-30 годы.
» 75. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества.

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения